Функциональная грамотность

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. 

 

Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Чечеульская  СОШ»

            _______________З.К. Качаева

01.10.2021г.

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКУ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОУ «ЧЕЧЕУЛЬСКАЯ СОШ»

Цель: создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся.

Задачи:

  • использование различных механизмов для реализации системы мер по формированию функциональной грамотности обучающихся;
  • создание банка заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся;
  • диагностика сформированности функциональной грамотности обучающихся;
  • развитие системы методической поддержки педагогов по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся на основе сложившейся практики оценки функциональной грамотности и системы повышения квалификации педагогов.

План включает в себя систему мер по следующим направлениям:

  • методическое сопровождение педагогов по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся;
  • повышение квалификации по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся;
  • оценка функциональной грамотности обучающихся;
  • организационное, информационное обеспечение и управление формированием функциональной грамотности обучающихся.

2021-2022 учебный год

п/п

Мероприятие Срок

исполнения

Планируемые результаты Ответственные
Методическое сопровождение педагогов по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся
1 Участие педагогов в  вебинарах/ семинарах по вопросам внедрения в учебный процесс банка заданий для оценки функциональной грамотности (читательская, математическая, естественно­научная, финансовая грамотности, креативное мышление, глобальные компетенции) Не реже 2 раз в месяц в течение 2021-2022 учебного года Педагоги ознакомлены с вариантами включения заданий для оценки функциональной грамотности в учебные занятия, мастер-классы Учителя-предметники
2 Проведение школьного методического семинара «Формирование и развитие  функциональной грамотности – одна из основных задач современного школьного образования.  Октябрь  2021 Семинар проведен.  Использованы материалы совещаний и семинаров, проводимых ИСРО и Министерством образования Красноярского края Заместитель директора по УВР, руководители ШМО
3 Представление успешных практик формирования функциональной грамотности в рамках «Районных педагогических чтений работников

образовательных организаций Канского района» — 2022

Март-май 2022 года Представление практик в рамках «Районных педагогических чтений работников

образовательных организаций Канского района»-2022

Заместитель директора по УВР, руководители ШМО
4 Участие в краевом вебинаре для образовательных организаций по работе с банком заданий для оценки функциональной грамотности, разработанных ИСРО Сентябрь 2021 года Обеспечено ознакомление педагогов с банком заданий и возможностями его использования в школьной практике Заместитель директора по УВР
5 Популяризация информационных продуктов для учителей, родителей, общественности по результатам КДР по читательской грамотности в 6 классах (подготовлены и опубликованы на сайте ЦОКО) Декабрь 2021 года Проинформированные учителя и родители по  результатам КДР по читательской грамотности в 6 классах Заместитель директора по УВР
6 Участие в вебинаре по результатам КДР по читательской грамотности в 6 классах Декабрь 2021 года Вебинар проведен, участники ознакомлены с результатами КДР и основными проблемами в области формирования читательских умений Заместитель директора по УВР
7 Популяризация  информационных продуктов для учителей, родителей, общественности по результатам КДР по математической грамотности в 7 классах (подготовлены и опубликованы на сайт) ЦОКО) Январь 2022 года Проинформированы учителя и родители по  результатам КДР 7 Заместитель директора по УВР, руководитель ШМО
8 Участие в вебинаре по результатам КДР по математической грамотности в 7 классах Февраль 2022 года Вебинар проведен, участники ознакомлены с результатами КДР и основными проблемами в области формирования математической грамотности Заместитель директора по УВР, руководитель ШМО
9 Популяризация  информационных продуктов для учителей, родителей, общественности по результатам КДР по естественнонаучной грамотности в 8 классах Март 2022 года Проинформированы учителя и родители по  результатам КДР 8 Заместитель директора по УВР, руководитель ШМО
10 Участие в  вебинаре по результатам КДР по естественнонаучной грамотности в 8 классах Март 2022 года Вебинар проведен, участники ознакомлены с результатами КДР и основными проблемами в области формирования естественнонаучной грамотности Заместитель директора по УВР, руководитель ШМО
11 Популяризация информационных продуктов для учителей, родителей, общественности по результатам КДР «Групповой проект» в 4 классах Март 2022 года Проинформированные учителя и родители по  результатам  КДР «Групповой проект» в 4 классах Заместитель директора по УВР, руководитель ШМО
12 Участие в вебинаре по результатам КДР по читательской грамотности в 4 классах и КДР «Групповой проект» в 4 классах Апрель 2021 года Вебинар проведен, участники ознакомлены с результатами КДР и основными проблемами в области формирования читательских, коммуникативных и регулятивных умений Заместитель директора по УВР, руководитель ШМО
13 Использование банка фрагментов учебных занятий с заданиями, направленных на формирование функциональной грамотности на сайте КК ИПК С декабря 2021 года Используется банк учебных занятий на сайте КК ИПК Учителя — предметники
14 Участие в общем районном ­методическом объединении по вопросам формирования функциональной грамотности Март 2022 года Участвовали в заседании РМО по вопросам формирования функциональной грамотности, на котором обсуждались проблемные вопросы формирования функциональной грамотности Заместитель директора по УВР
Повышение квалификации по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся
1 Обучение на треках ЦНППМ Сентябрь — декабрь 2021 года,

Январь — май 2022 года

Прошли обучение  4 человека Заместитель директора по УВР
Оценка функциональной грамотности обучающихся
1 Проведение КДР по читательской грамотности в 6 классах Ноябрь 2021 года Проведена КДР по читательской грамотности в 6 классах. Получены данные об уровне читательской грамотности, освоении основных групп читательских умений, достижениях и дефицитах для каждого ученика, класса, региона в целом Заместитель директора по УВР
2 Проведение КДР по математической грамотности в 7 классах Декабрь 2021 года Проведена КДР по математической грамотности в 7 классах. Получены данные об уровне математической грамотности, освоении основных групп умений, достижениях и дефицитах для каждого ученика, класса, региона в целом Заместитель директора по УВР
3 Проведение КДР по естественнонаучной грамотности в 8 классах Февраль 2022 года Проведена КДР по естественнонаучной грамотности в 8 классах. Получены данные об уровне естественнонаучной грамотности, освоении основных групп читательских умений, достижениях и дефицитах для каждого ученика, класса, региона в целом Заместитель директора по УВР
4 Проведение КДР «Групповой проект» в 4 классах Февраль 2022 года Проведена КДР «Групповой проект» в 4 классах. Получены данные о метапредметных умениях, связанных с кооперацией и коммуникацией, достижениях и дефицитах для каждого ученика, класса, региона в целом Заместитель директора по УВР
5 Проведение КДР по читательской грамотности в 4 классах Март 2022 года Проведена КДР по читательской грамотности в 4 классах. Получены данные об уровне читательской грамотности выпускников начальной школы, освоении основных групп читательских умений, достижениях и дефицитах для каждого ученика, класса, региона в целом Заместитель директора по УВР
6 Проведение работ по читательской грамотности (художественный и информационный текст) в рамках итоговой диагностики учеников 1-3 классов Апрель — май 2022 года Получены данные об уровне читательской грамотности, освоении основных групп читательских умений, достижениях и дефицитах для каждого ученика, класса Заместитель директора по УВР
7 Проведение метапредметной недели (читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, технологическое образование) Апрель 2022 года Сценарий метапредметной недели составлен. Мероприятие проведено. Заместитель директора по УВР, руководитель ШМО
Организационное, информационное обеспечение и управление формированием функциональной грамотности обучающихся
1 Создание координационной группы по вопросам формирования функциональной грамотности в школе Сентябрь — октябрь 2021 года Создана, функционирует координационная группа. Утверждена повестка заседаний группы Заместитель директора по УВР
2 Разработка  школьного плана по формированию функциональной грамотности. Определение школьного координатора по вопросам формирования функциональной грамотности Сентябрь 2021 года Школьный план разработан, выставлен на сайт. Определены школьные координаторы по вопросам формирования функциональной грамотности Заместитель директора по УВР
3 Составление планов работы ШМО по развитию и формированию функциональной грамотности обучающихся Сентябрь 2021 года Планы составлены с включением раздела «Формирование функциональной грамотности обучающихся» Руководители ШМО
4 Создание тематического раздела по вопросам формирования функциональной грамотности на сайте школы Сентябрь 2021 года Тематический раздел создан, информация обновляется регулярно Заместитель директора по УВР, ответственный за ведение школьного сайта
5 Формирование базы данных обучающих 8-9 классов 2021/22 учебного года, а также учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов по шести направлениям (читательской грамотности, математической грамотности, естественнонаучной грамотности, финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению) Сентябрь 2021 года База данных обучающих 8-9 классов 2021/22 учебного года, а также учителей, участвующих в формировании функциональной грамотности обучающихся 8-9 классов по шести направлениям (читательской грамотности, математической грамотности, естественнонаучной грамотности, финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению), сформированы Заместитель директора по УВР
6 Разработка сценария родительского собрания по вопросам формирования функциональной грамотности Октябрь 2021 года Сценарий родительского собрания разработан. Подготовлены материалы для проведения собрания. Проведены презентационные мероприятия. Методические материалы для проведения собрания выставлены на сайте школы Заместитель директора по ВР
7 Проведение родительских собраний по вопросам формирования функциональной грамотности для родителей обучающихся Октябрь 2021 года Родительские собрания для родителей обучающихся ОО проведены. Родители обучающихся ознакомлены с вопросами формирования функциональной грамотности Заместитель директора по ВР
8 Анализ результатов региональной оценки по модели PISA Июль — август 2022 года По итогам анализа сформирована аналитическая записка; разработан план изменений в системе повышения квалификации педагогов и в практике образования Заместитель директора по УВР
9 Анализ реализации планов мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности

обучающихся, на 2021-2022 учебный год.

Обсуждение результатов на августовском педагогическом совете.

Июль — август 2022 года По итогам анализа сформирована аналитическая записка; разработан план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, на 2022-2023 учебный год Заместитель директора по УВР, ВР

 

Сокращения, использованные в плане:

КДР — краевая диагностическая работа

ШМО – школьное  методическое объединение

РМО — районное методическое объединение

ЦОКО — краевое государственное казенное специализированное учреждение «Центр оценки качества образования»

ЦНППМ — центр непрерывного повышения профессионального мастерства Краевого государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

Дополнение к плану по формированию ФГ

Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

 

Банк заданий PISA.

Мастер-классы PISA.

Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA.

Издания центра ГГТУ Учитель будущего.

Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA.

Медиатека (prosv.ru). Электронные учебники в Медиатеке. 1000 учебников с интерактивными объектами и удобной навигацией. Можно использовать через сайт или мобильное приложение.

Доступ к электронным учебникам издательства «Просвещение».

Электронный банк заданий по функциональной грамотности.Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся».

Электронный банк заданий по финансовой грамотности

Читательская грамотность. Характеристики и система оценивания

Примеры заданий по математической грамотности

Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы

Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»

Страница официального сайта ЦРО, посвященная функциональной грамотности

 

 

Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 

  1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

  1. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
  2. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
  3. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
  4. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
  5. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
  6. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.
  7. Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся:

 

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

Дата обновления страницы: 27.12.2021

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122

Декабрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031